Русские евреи и культурный код

Выношу из комментов под последним видео на Культурном Коде. Зашел спор с Константином Ш. за национальность. Его комментарий:

Но такой (русской) самоидентификации нету у нас — евреев, репатриировавшихся с территорий бывшего СССР. Я не считаю себя русским никаким боком. И узбеком я точно так же себя никаким боком не считаю. Так же себя идентифицируют подавляющее большинство русскоговорящих евреев в Израиле. Мы с большим трудом, на протяжении десятилетий, объяснили это коренным израильтянам — чтобы они не называли нас «русскими». Теперь так нас называют только те, кто хочет нас обидеть, или совсем безграмотная шпана. Культурные люди говорят о нас: «добрэй русит» (русскоговорящие), или «йоцей брит амоацот» (выходцы из Советского Союза)

Мой ответ:


«Но такой самоидентификации нету у нас — евреев, репатриировавшихся с территорий бывшего СССР» — не стоит говорить за всех. Говорите только за себя. Я понимаю, что сейчас модно канцелить и всячески открещиваться от своей (номинальной или реальной) русскости, но подобные обобщения на всех как минимум нерелевантны.

Константин Ш.:
У меня есть основания говорить пусть не за всех, но за большинство моих соплеменников. Потому что были времена, сразу после приезда большой алии из СССР, когда этот вопрос обсуждался в СМИ, на телевидении и в газетах. Это вовсе не связано с нынешней ситуацией. Помню, как-то раз, в начале 90-х, я смотрел телепередачу по ивритскому израильскому телеканалу. Это была передача типа «ток шоу», наподобие Урганта. Приглашённой гостью была немолодая женщина, рассказывающая о темах, связанных с медициной. И в процессе рассказа она сказала: «русские врачи», имея в виду врачей, приехавших из СССР. Тут же в зале начались разговоры и шум. Женщина не сразу поняла, в чём дело, что она не так сказала? Что именно не понравилось публике? И люди стали ей выкрикивать из зала, что именно им не понравилось. Она тут же извинилась, и поправилась: «да-да, конечно, извините, я хотела сказать: врачи-репатрианты из СССР».

Мой ответ:
1) чтобы говорить за большинство — нужно провести социологическое исследование с корректной выборкой
2) возможно в алии 90-х такое более было распространено. текущая алия во многом своем состоит из внуков евреев, которые себя считают русскими людьми с еврейскими корнями. И эти русские становятся в Израиле в первую очередь израильтянами. Они могут стать евреями в культурном смысле (культура очень шикорое понятие, включающее в себя всё — язык, привычки, традиции, еду, фильмы, книги и проч). Могут стать евреями в религиозном смысле (пройти гиюр). При этом оставаясь русскими. Ничего в этом странного нет. Я бы сказал так — если человек приехал в Израиль — и полностью перестал общаться на русском языке — тогда да, этот человек перестает в какой-то мере быть русским, теряет эту идентичность. Если же человек регулярно использует русский язык в общении — его русский культурный код сохраняется неизменным. При этом он может его расширить, стать мультикультурным человеком (мультикультурализм в хорошем смысле). Я думаю, что человек, который родился и вырос в России/СССР даже при всем канцелинге и вымарывания всего русского из своей жизни — все равно остается во многом русским — из-за того, что вырос, был воспитан… жил в стране.

Когда люди эмигрируют, они принимают новую национальную идентичность (например, израильтянин), но это не означает, что они полностью теряют свою русскую культурную идентичность. Они могут сохранять связь с русской культурой и языком, что позволяет им сохранять свой русский культурный код.

Константин Ш.:
Я во многом с тобой согласен. Но есть и возражения 🙂 Во-первых, аргумент про социологическое исследование — верен, но он обоюдоострый. Ты ведь тоже не проводил исследование, перед тем как заявить: «все вы — русские евреи» 🙂 Касательно русских израильтян, безусловно, согласен на 100%. Многие русские израильтяне становятся прекрасными гражданами, которыми Израиль может и должен гордиться. И я первый брошу камень в того, кто как-то дискриминирует или обижает русских израильтян из-за того, что они не евреи, или не целиком евреи, или тем более не галахические евреи. Совсем недавно мы все оплакивали погибшего в теракте русского парня, который заслонил собой свою невесту от пули террориста. На его похороны пришли тысячи израильтян разных национальностей.

Но нет, родившиеся и выросшие в СССР евреи не стали русскими. Даже если их родной язык — русский, и даже учитывая, что русских писателей они прочли больше, чем еврейских, и русских фильмов они посмотрели больше, чем каких-либо других… Нас не считали русскими в СССР, и тыкали нас мордой в наше еврейство на протяжении всей жизни. Моего соседа, Диму Абрамсона просто избивали, прямо в школе, только потому, что он Абрамсон. Я, слава богу, именно этого избежал, потому что моя фамилия не явно еврейская. Но ненависти, презрения, унижений от людей, которые так или иначе узнавали о моей национальности, мне тоже хватило. Один период, в старшей школе я подружился с двумя хорошими русскими мальчиками из параллельного класса. Они по началу не знали о моей национальности. И мы прекрасно общались. Однажды, мы втроём гуляли в парке. И я смотрю, они отошли от меня, и о чём-то шушукаются. Потом подходят ко мне, и серьёзным тоном спрашивают: «Костя, скажи нам правду, как друзьям, ты — антихрист?»

Ладно, об антисемитизме в СССР можно говорить долго, сейчас суть не в этом. Возвращаясь к культуре. Если повнимательнее посмотреть на русскую культуру времён СССР, то можно заметить, что многие самые выдающиеся деятели культуры — артисты, режиссёры, композиторы, певцы, музыканты — евреи по национальности. Так что это ещё вопрос — евреи воспитывались в русской культуре, или русские воспитывались в частично еврейской культуре? 🙂

Я не считаю себя сколько-нибудь русским или сколько-нибудь узбеком. Так же как учёный, специализирующийся на изучении какого-нибудь народа, хорошо знающий язык и культуру этого народа, сам не становится от этого представителем этого народа. У нас есть Ксения Светлова, журналист и арабист, в совершенстве знающая арабский, и очень глубоко изучившая арабскую культуру. Она не стала от этого арабкой ни в какой степени. Так же и я не стал русским от того, что я читал Пушкина и Достоевского и смотрел фильмы Тарковского и Бондарчука. Я не чувствую свою общность с этой культурой. А с еврейской культурой — да, чувствую. Потому что у бабушки всегда звучала еврейская музыка на идыш, на пасху мы всегда ели мацу, на рош-а-шана — фаршированную рыбу, на хануку дедушка давал мне мелочь, дедушка пытался учить меня ивриту, и весь жизненный уклад, все отношения в семье, все ценности у нас отличались от таковых у моих русских друзей, но совпадали с таковыми у моих еврейских друзей, знакомых, и родственников. Я никогда не считал и не ощущал себя русским. Носителем отчасти русской культуры — может быть. Но не русским человеком. Я не русский еврей. Я еврей, знакомый с русской культурой. И даже если я не могу говорить за других, и даже если я такой единственный в своём роде, тем не менее, нельзя сказать твоей аудитории: «вы все — русские евреи», если я являюсь частью этой аудитории 🙂Можно сказать: «вы все русские, евреи, русские-евреи, и представители других национальностей». Вспомнилось: в официальной речи в СССР вообще было не принято употреблять слово «еврей», потому что оно в широких массах считалось ругательным. Поэтому в СМИ говорили: «русские, украинцы, узбеки, грузины … , и лица еврейской национальности» 🙂

Это всё не имеет отношения к современному канселингу, вымарыванию, и не касается текущей войны. Война — это отдельная большая тема, которую лучше не затрагивать, чтобы не бередить страсти. Я не пытаюсь ничего из себя вымарывать. Я общаюсь на русском, смотрю на нём фильмы, ролики и читаю книги, потому что мне так легче и удобнее. Но это никак не делает меня русским человеком. Ты сам, в твоём первом ответе мне писал, что каждый человек имеет право сам определять свою национальную принадлежность. Так вот, моя национальная принадлежность — не русский евреи, а еврей. И я точно знаю, что я такой не один. Надеюсь, не очень нагрузил тебя столь длинным ответом, и спасибо, что дочитал 🙂

Мой ответ:
1) Константин, не очень понимаю, зачем вы приводите недостоверные сведения. Ваша цитата: «…Ты ведь тоже не проводил исследование, перед тем как заявить:«все вы — русские евреи»…». Я нигде этого не заявлял. Цитаты такой у меня не было. Какой смысл помещать то, что я не говорил в кавычки?

2) «Нас не считали русскими в СССР, и тыкали нас мордой в наше еврейство на протяжении всей жизни«. Я очень сочувствую людям, пострадавшим от нацизма, ксенофобии, шовинизма, расизма и других притеснений по каким-либо признакам. Но это не есть аргумент для того, чтобы канцелить ВСЕХ людей какой-то национальности и обобщать свой негативный опыт на целые народы. Мне сильно не близка ваша склонность к обобщению. Вы очень любите оперировать словами «все» и оборотами вроде «…родившиеся и выросшие в СССР евреи не стали русскими». Колет глаз такое. Многие русские евреи стали/считают себя русскими. Лично знаю таких людей. Но есть и те, кто не может простить антисемитизм и не считает себя русскими (лично таких не знаю). Ок. Русские (включая русских евреев) люди, которых сейчас канцелят и притесняют тоже имеют похожие чувства и не признают в себе национальные признаки других стран, не смотря на родство и/или культурный код. Есть люди, которые возвращаются из эмиграции обратно в РФ несмотря на опасность текущего положения.  Это частные случаи, они имеют место быть, но не являются какой-то единой истиной или законом мироздания.

3) «Так что это ещё вопрос — евреи воспитывались в русской культуре, или русские воспитывались в частично еврейской культуре?«. Для меня вопрос ДНК человека не является важным (хоть он кому-то и важен по (в основном) религиозным причинам). Мне важен культурный слой человека. Забавно, что вы сами (стыдливо почему-то) признаете наличие русского еврейства, называя его частично еврейской культурой.

4) «Я не считаю себя сколько-нибудь русским«. Это ваше право. Право вашего личного самоопределения. Каждому свое, надо лишь поменьше обобщать 🙂 Есть многие люди, которые считают себя русскими евреями. Кстати, рекомендую фильм Парфенова «Русские евреи».

5) Насчет арабистов или людей изучающих культуру, т.к. это их работа — если люди перенимают культуру другой страны и отождествляют себя с ней — они могут в какой-то степени изменить свою идентичность. А могут и не менять. Если человек взрослый — у него уже устоявшийся культурный код, он вполне может резистентно воспринимать окружающий мир; если вы ребенок и выросли в какой-то стране, скорее всего вы так или иначе впитаете ее культурный слой. Повторяю — скорее всего.

6) Я думаю, что у многих людей восприятие своей идентичности во многом основано на негативном опыте, с которым они столкнулись. Видеть весь мир или всех людей какой-то страны через призму своего негативного опыта на мой взгляд неправильно, хотя мы, люди, склонны это делать. Мне недавно написали комментарий со ссылкой на видео якобы «раввина» Даниэля Булочника, который пиарит такую тему: «Каждый еврей должен иметь по 2800 рабов из числа гоев» (загуглите видео, не хочу на такое ссылки ставить). Сумасшедшие фрики есть везде; есть секты, которые по сути разжигают антисемитизм. Это не значит, что нужно по одному человеку или негативному опыту настраивать свое мировоззрение. Этим мы по сути опускаемся до примитивного уровня недалеких людей, которые смотрят на мир через призму шовинизма.

Все люди — равны. Национальность — это в первую очередь самоопределение индивидуума. Не надо никому навязывать свою точку зрения и обобщать всех «под одну гребёнку».

Пусть цветут все цветы 🙂

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

🇬🇧 Attention! Comments with URLs/email are not allowed.
🇷🇺 Комментарии со ссылками/email удаляются автоматически.