Поэтика Аристотеля — полный конспект

Я составила себе список книг для изучения сторителлинга и сценарного мастерства, логично начать с первой из них — поэтики Аристотеля. Решила сделать конспект этой книги с точки зрения современного автора сценариев. Проанализировать основные идеи и мысли, найти им применение в своей ежедневной блогерской деятельности.

Кто такой Аристотель?

Аристотель — древнегреческий философ и мыслитель, жил около 350 лет до н.э., был учеником Платона и наставником Александра Македонского; основоположник логики; автор множества известных каждому афоризмов — например, «из двух зол выбирай меньшее» и «познание начинается с удивления».

Аристотель оставил множество трудов, и один из них — «Поэтика» (трактат о сути драматургии). Аристотель изучил понятие «драма», подразумевая под ним жанр литературного произведения, в котором есть диалоги и реплики людей. Кроме драмы выделяются эпос (рассказ о давно минувших днях в прошлом на основе воспоминаний автора) и лирика (эмоциональные сиюминутные переживания без четкого вектора сюжетной линии «от и до»).

Драма, эпос, лирика

Примеры драмы: «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Борис Годунов» Пушкина

Примеры эпоса: «Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Сто лет одиночества»

Примеры лирики: стихи, например «Я помню чудное мгновенье…», «Не жалею не зову не плачу…», «А вы ноктюрн сыграть могли бы…»

Основные идеи Поэтики Аристотеля

Чтобы писать интересные сценарии, нужно понять суть драматургии, как создаются произведения, чтобы их было интересно читать и смотреть. В чем причина того, что история нас захватывает и нам обязательно нужно узнать, чем все закончится. Читая поэтику Аристотеля я решила записать главные мысли, которые мне показались актуальными и полезными — это не буквальные цитаты, а скорее моя интерпретация прочитанного:

  • герой может быть либо плохим, либо хорошим

    при чем есть спектр от хорошего к плохому — и в произведении герой может быть лучше зрителя или на его уровне «хорошести», либо герой может быть хуже зрителя (тогда это будет комедия или трагедия);

    то есть зритель выступает точкой отсчета — оценивает героев по отношению к самому себе: они такие же как я / хуже меня / лучше меня — от этого меняется жанр и восприятие произведения;

    для трагедии важно, чтобы герой был в целом хорошим, при этом близким к читателю или немного хуже его;

  • комедия — это подражание тому, что хуже среднего

    не любая ошибка комедийна: та смехотворна, которая отчасти уродлива;

    смехотворна та ошибка и деформация, что не несет боль и не причиняет вред другим;

  • подражание естественно для людей

    человек — самое подражающее существо, на начальном этапе развивается за счет повторения за другими;

    также люди восторгаются подражанием, к примеру, если человек нарисует сюжет, который сам по себе жестокий и на него больно смотреть, то люди будут восторгаться умением автора воспроизвести картину и одновременно порадуются, получив новый опыт и знания о мире;

  • весь эпос заключен в трагедии, но не все, что есть в трагедии — эпично
  • трагедия — это история в форме имитации серьезного, цельного и масштабного с инцидентами, вызывающими жалость и страх, возводимыми до катарсиса

    герои добиваются успеха или проигрывают;
    есть сюжет — комбинация инцидентов и событий в истории;
    есть герои — носители определенных качеств характера (зритель приписывает их герою на основе истории) и мыслей (которые герой озвучивает через реплики);

    6 элементов трагедии:
    сюжет (главный элемент!)
    — герои
    — лексика (что и как герой говорит)
    — мысли (что герой думает)
    — зрелище (видеоряд)
    — мелодия (музыка)

  • герои включаются в сюжет трагедии для действия, а не для отображения самого героя

    герои вторичны, действие первично
    конец сюжета — важнее всего! (в чем соль истории)

  • автор истории рассказывает не то, что произошло, а то, что могло произойти и было нужно для сюжета (в отличие от исторического произведения)

    философская суть выдуманных историй — есть герой, который попал в определенные обстоятельства, и он при таких исходных данных крайне вероятно сделает то или это… да, такой истории могло не быть в реальности, но если бы она случилась, то такие персонажи повели бы себя близким образом

  • в трагедии следует избегать следующих несправедливых сюжетов, которые создают диссонанс:

    хорошему человеку не должно не повезти (подобная неудача — это одиозно, но не трагично);
    плохому человеку не должна сопутствовать удача на протяжении сюжета (это максимально не трагично, не взывает к человечности, не вызывает жалость и страх);
    очень плохой человек не должен скатиться от удачи к невезению (это не вызывает жалость, так как мы жалеем тех, кому несправедливо не повезло; и это не вызывает страх, так как нам страшно, когда мы можем примерить ситуацию на себя, т.е. герой должен быть похож на нас)

  • лучший сюжет для трагедии: среднестатистический герой, на которого свалилась неудача не в результате его разгульного образа жизни, а в результате его глобальной ошибки

    удача сменяется неудачей, и у хорошей трагедии может быть плохой конец

  • нам более жалко героев, если…

    трагедия случается между близкими людьми — друзьями, родственниками, соседями

  • хуже всего для сюжета трагедии, если персонаж умышленно собирается совершить зло, но не делает это — трагичность полностью отсутствует
  • герой удачного произведения должен делать выбор и сам герой должен быть уместным, похожим на реальность… и последовательным (даже если непоследовательность является частью его характера, то он должен быть последовательно непоследовательным)
Запись опубликована в рубрике Книги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Поэтика Аристотеля — полный конспект»

  1. Татьяна говорит:

    Я всегда любила ваши каналы, но теперь просто в восхищении! 🙂

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

🇬🇧 Attention! Comments with URLs/email are not allowed.
🇷🇺 Комментарии со ссылками/email удаляются автоматически.